Народы Северного Кавказа - Рефераты по географии

Рефераты по географии > Народы Северного Кавказа
Страница: 6/9

Кабардино-Балкария

КАБАРДИНЦЫ, адыге (самоназв.), народ в России (числ. 386 тыс. чел.), коренное население Кабардино-Балкарии (ок. 364 тыс. чел.). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Сев. Осетии. Общая числ. в пределах быв. СССР - ок. 391 тыс. чел. Живут и во многих странах Юго-Восточной Азии, Зап. Европы и Сев. Америки. Говорят на кабардино-черкесском яз. абхазо-адыг-ской группы северокавказской семьи. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты моздокские К.- в основном христиане-православные. Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этнич. общность адыгов. Предки К., как и др. адыгских народов, были аборигенным нас. Сев. и Сев.-Зап. Кавказа. Они известны в 1-6 вв. как зихи, в 13-19 вв. как черкесы. В сер. 1-го тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В 13-15 вв. наблюдалось обратное движение в Центр. Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды -самостоят, полит, единицы и формированием кабард. народности. В 1557 верх. князь Кабарды Темрюк попросил рус. царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В 16-18 вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабард. князей. Сохранялись архаич. формы власти: нар. собрания, тайные муж. союзы. В 1921 в составе РСФСР образована Кабард. АО, с 1922 - объединённая Каб.-Балк. АО, в 1936 преобразована в Каб.-Балк. АССР. С 1944 по 1957, когда балкарцы были насильственно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Каб.-Балк. АССР была восстановлена. В янв. 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Каб.-Балк. ССР, с марта 1992 Каб.-Балк. Республика. Важную роль в нац. движении играет Конгресс кабард. народа (созд. в 1991). Традиц. занятия - пашенное земледелие и отгонное скотоводство, гл. обр. коневодство (всемирную известность получила кабард. порода). Развиты промыслы и ремесла: муж.- кузнечное, оружейное, ювелирное, жен.- сукновальное, войлочное, золотошвейное. Планировка поселений до сер. 19 в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей -кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и кам. строения, крыши из железа и черепицы появились во второй пол. 19 в. Традиц. муж. костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верх.- бурка, овчинная шуба, башлык. Традиц. жен. одежда - шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. Традиц. пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из к-рой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма изготовляется из пшённой муки солодом. По крайней мере до 19 в. преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в т.ч. избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общин-иая и фамильпо-патронимич. организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к 19 в. была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычест-во. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакра-лизованный характер, а также куначество. Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Мм. элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к воен. быту элементами материальной культуры, как муж. одежда, приёмы седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних народов. В духовной культуре начиная с 15 в. возрастало влияние ислама, к-рый всё более вытеснял языч. и христ. верования. Традиц. игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за ба-раныо шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нарт-ский эпос, историко-героические песни и др. Традиц. изобразит, мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки. Совр. быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиц. черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие нац. блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье. У К., как и у др. адыг. пародов, сильно стремление к этнич. самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество "Хасаг ("Народное собрание"). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

БАЛКАРЦЫ, таулула (самоназв., "горец"), народ в России (78,3 тыс. чел.), коренное нас. Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане (3,0 тыс. чел.), Киргизии (2,1 тыс. чел.). Общая числ. 85,1 тыс. чел. Локальные группы: балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), урусбиевцы, илибаксанцы (бакъсанчыла). Язык карачаево-балкарский тюркской группы алтайской семьи. Письменность на осн. рус. графики (создана в 1924 на осн. араб. графики Верующие - мусульмане-сунниты В формировании Б. приняли участие, видимо, три осн. этнич. компонента: древнейший - кавказоязычное нас., ирано-язычные аланы, появившиеся в горной полосе Центр. Кавказа в 4-5 вв., и тюр-коязычные племена, возможно, кубанские болгары и, несомненно, кыпчаки,поселившиеся в 13 в. в горах Кавказа и частично ассимилировавшие аланов-осетин. Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами-рачинцами. В сер. 17 в. установились непосредств, связи русских с Балкарией (в рус. источниках - Балка-ры, Балхарские кабаки), через к-рую пролегал один из посольских путей в Зап.Грузию. В 1-й трети 19 в. балкарские об-ва вошли в состав Рос. империи. В 60-70-х гг. 19 в. в процессе проведения крест, реформ часть безземельных Б. была поселена на равнине. Несмотря на миграции, и в кон. 19 в. часть Б. страдала от малоземелья; в нач. 20 в. избыточное нас. в горах Балкарии составляло 67%. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская авт. обл., в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Б. были насильственно депортированы в р-ны Ср. Азии и Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Б. вернулись на родину. В 1991 провозглашена Кабардино-Балкарская Респ. Ведущая отрасль традиц. х-ва - отгонное скотоводство (овцы, а также кр. рог. скот, козы, лошади, до кон. 18 в.- свиньи). Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с кон. 19 в.- картофель, огородные). Дом. промыслы и ремёсла - выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная пром-сть. Традиц. поселения - крупные многофамильные, располагались уступами по склонам гор, в осн. скученной планировки (встречались также свободной планировки, замкового типа); в целях обороны возводили башни (къала). На равнине селения многодворные, с уличной планировкой, с усадьбами. Традиц. жилища в горных селениях из необработанного камня, одноэтажные, прямоуг., в Баксанском и Чегемском ущельях также дерев. срубные с земляными крышами, на равнине -турлучные. Почти до кон. 19 в. жилище было однокамерным (с муж. и жен. половинами), жилая часть сочеталась с хоз. помещениями. Дома в 2-3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоят, семей в пореформенное время. В 20 в. распространились двухэтажные многокомнатные дома с дерев. полами и потолками, вместо сакрального открытого очага - пристенный камин, рус. печь. Традиц. одежда северокавк. типа: у мужчин - нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска с газырями, подпоясанная узким ременным поясом, на к-ром висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили тунико-образные рубахи, шир. штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой. В основе тра-диц. питания - молочная пища, мясо ели преим. в праздники и в торжеств, случаях. Много блюд готовили из ячменя, в т.ч. пиво, кукурузы, хлеб и пироги пекли также из пшеничной муки. Широко употреблялся мёд. Балкария включала неск. сел. обществ. Велика была роль нар. собрания (тёре), патронимич. орг-ции. Правители наз. та-убии, свободные общинники - каракиши, зависимые крестьяне - чагары, известно дом. рабство военнопленных (къул). Семья преим. малая, браки экзо-гамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриарх, традиции, разл. запреты- избегания. Были распространены обычаи кровной мести, побратимства, куначества, аталычества, гостеприимства и т.д. Процесс исламизации Б. начался до 17 в., однако ещё в 19 в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохрист. традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божеств-покровителей. Характерны календарные и др. праздники, военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский эпос, обрядовые, трудовые, героич. и др. песни, благопожелания (алгъыш) и пр.