Атмосфера: состав и строение

Земля окружена слоем газов, что называются атмосферой. Атмосфера очень важна для жизни на Земле и делает многое, чтобы защитить и помочь человечеству жить.

Структура Земли

Может показаться, что Земля – это один большой кусок твердой скалы, но она состоит из нескольких частей. Некоторые из них постоянно движутся!

Народы Северного Кавказа - Рефераты по географии

Рефераты по географии > Народы Северного Кавказа
Страница: 7/9

Карачаево - Черкесия

Карачаевцы. Самоназвание кърачайлылар, коренное население Карачая в России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. Живут также в Срерне йАзии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на рус. гра-фич. основе (с 1937). Верующие - мусульмане-сунниты В этногенезе К. принимали участие местные кавк. племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и кипчаки (половцы). В домон-гольское время К. входили в алан. союз племён. Наиб. ранними карачаево-бал-карскими памятниками считаются могильники 13-14 вв. на терр. Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки К. были оттеснены в горные ущелья Центр. Кавказа. В 1828 К. вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили часть адм. округа Эльбрус-ский. После гражд. войны и установления сов. власти (1920) определился статус К. в рамках нац.-терр. автономии: 1920 -Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией К. в Ср. Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения К. на историч. родину восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в республику. Осн. традиц. занятия - отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает оставаться гл. занятием горной и предгорной части нас. Преим. направление получило разведение кр. рог. скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделис, выде-лыванис войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё Традиц. селения - в горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы (тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жил. и хоз. строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом. Отд. дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С кон. 19 в, появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиц. архитектуры -дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения. Нац. одежда К. сходна с одеждой др. народов Сев. Кавказа. Муж. одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня -кинжал или нож, кресало и др. Летний гол. убор - войлочные шляпы, зимний -овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Жен. одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или кур-пея, а также беличьи. Жен. головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или золотым шитьём), поверх неё большой платок. Основа питания - мясо-молочно-расти-тельная. Традиц. блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств - разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара тай). Центром общ. жизни была сел. община (эльджамагат), связанная общностью терр. и коллективным трудом по постройке и поддержанию в сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), совместные кладбища, наименование от одного мифич. или реального родоначальника. Среди К. сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных общин в сел. общине стали преобладать моногамные семьи (юйдсги). Наиб. развитым видом нар. иск-ва было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В нар. жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные нар. праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. состязаниями. С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавк. танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкар. танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине). Традиц. муз. инструменты -тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.

ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. Числ. 50,8 тыс. чел., в т.ч. в Карачае-во-Черкесии - 40,2 тыс. чел. В прошлом предков совр. Ч. соседние народы называли "кабардинцы", "бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Бл. Востока, куда переселились во 2-й пол. 19 в. Здесь под назв. "Ч." часто объединяются выходцы из адыгов и др. народов Сев. и Зап. Кавказа, эмигрировавших после присоединения Кавказа к России. Язык кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыг. группы северокавказской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты Назв. "Ч.", вероятно, восходит к "кер-кет", как называли др.-греч. авторы одну из групп адыгского нас. сев.-вост. побережья Чёрного моря. Совр. Черкесия была заселена адыгами в 5-7 вв. В 12-13 вв. часть адыгов переселилась на Терек, основав здесь княжества Большая и Малая Кабарда, власть к-рых распространялась и на Черкссию. В кон. 18 - нач. 19 вв. происходило массовое переселение кабардинцев в Черкесию. Другим осн. компонентом в формировании совр. Ч. были бесленеевцы. Первые сведения о них в рус. документах относятся к 16 в. В 16-18 вв. они были известны как беслснейцы, беслинцы, бесленсйские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, Бесленейские кабаки.
В 1922 образована Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на Карачаевскую АО и Черкесский нац. округ, с 1928 - АО; в 1957 они были вновь объединены), в 1991 преобразована в республику. Оси. занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот; до принятия мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало разведение лошадей кабардинской породы. Традиц. ремесло было в осн. связано с обработкой скотоводч. продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т.п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На Ю. Чер-кесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Ч. были объединены в независимые сел. общины, имевшие свои органы самоуправления (в осн. - из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на нар. собраниях. Сохранялись патрилипейныс родств. группы (члены к-рых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая патриархальная семья, включавшая неск. поколений и насчитывавшая до 100 чел., преобладала до 18 в. Семейные общины частично начали возрождаться в кон. 19 в. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись па всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма. Возникновение большей части совр. аулов Черкесии датируется 2-й пол. 19 в. В 19 - нач. 20 вв. было основано 12 аулов, в 20-х гг. 20 в.- 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или неск. комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отд. постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри к-рого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хоз. постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Совр. Ч. возводят квадратные многокомнатные дома. Традиц. муж. костюм - черкеска, беш-мет, штаны, меховая шапка с суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах -чувяки, ноговицы, у богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только некоторые имеют полный комплект нац. костюма и появляются в нём по праздникам. Жен. одежда в самом полном варианте сложилась в 19 в. Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые женщины (до рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шелковый платок; после рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком (концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени особым узлом) и шалью. Совр. черкешенки носят нац. платья только по праздникам.
Летом питаются преим. молочными продуктами и овощами, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, к-рый употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину едят варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью. После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки. В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиц. муз. инструменты - скрипка, бжамей (свирель), пхарчач (ударный инструмент), разл. бубны, на к-рых играли руками и палочками. В кон. 18 в. у русских была заимствована гармоника, на ней играют гл. обр. женщины, на остальных инструментах - мужчины. В 14-15 вв. Ч. считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и Грузии в 10-12 вв. В 14 в. сюда стал проникать ислам. Окончательно исламизированы Ч. к 18 в., но следы христианства сохранялись в Черкесии вплоть до 20 в. Ч. поклонялись мн. древним божествам - богу плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - Мериссе, кр. рог. скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды -Зейк1уэтхэ, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу.