Атмосфера: состав и строение

Земля окружена слоем газов, что называются атмосферой. Атмосфера очень важна для жизни на Земле и делает многое, чтобы защитить и помочь человечеству жить.

Структура Земли

Может показаться, что Земля – это один большой кусок твердой скалы, но она состоит из нескольких частей. Некоторые из них постоянно движутся!

Ответы на госэкзамены по географии - Рефераты по географии

Рефераты по географии > Ответы на госэкзамены по географии
Страница: 4/5

Добавим, что в разных районах Грузии найдено при раскопках боль- шое количество медных топоров второй половины 3 тысячелетия до нашей эры, родственных по форме ранним шумерским топорам.

Так уже в эти далекие времена культура Двуречья переплеталась с культурой народов и племен, порой географически отдаленных, но через соседей входивших в какое-то соприкосновение с Вавилонией, искусство которой, вероятно производило на них глубокое впечатление.

Племена древнего Закавказья особенно преуспели в торевтике, то есть искусство чеканки. Крупные культурные очаги Кавказа, богатого ру- дами, оказали влияние на развитие культуры бронзового века во всей Восточной Европе.

В кургане племенного вождя в Триалети (Грузия) обнаружены высоко- художественные чаши и кубки из золота и серебра, относящиеся к 8 веку до нашей эры, в частности замечательный серебряный кубок с чеканными
- 14 - изображениями, расположенными двумя горизонтальными поясами (Тбилиси, музей Грузии). В нижнем - вереница оленей, в верхнем - процессия в два десятка фигур: странные существа с человеческим туловищем, но со зве- риной головой и хвостом. Процессия направляется к богине, сидящей на троне возле священного дерева. Пояса с изображениями свободно развер- тываются вокруг кубка; мерное чередование фигур и их общий декоратив- ный стиль роднят это произведение закавказских мастеров с искусством всего древневосточного мира.

Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия... Мир, непосредственно окружавший эти государственные образования с их культурными очагами, развивался под их влиянием, обогащался их достижениями, но и сам обогащал их сво- им вкладом в общую культурную сокровищницу.

Финикийцы - народ купцов и мореплавателей, хитроумный и предпри- имчивый, держал в своих руках на рубеже II и I тысячелетия до н.э.

чуть ли не всю торговлю на Средиземном море. Памятников его искусства, широко использовавшего в этот период чужеземные образцы, осталось сравнительно мало. Тогдашний мир обязан финикийцам изобретением пурпу- ра (красителя, изготовлявшегося из особого вида моллюсков), более удобного для торговых операций, чем египетские иероглифы или вавилонс- кая клинопись.

Торговое посредничество финикийцев имело огромное значение для переплетения великих культур.

Могучее ассирийское искусство немалым обязано искусству хеттов.

Ведь, например, задолго до утверждения владычества Ассирии в Двуречье у входа в хеттские храмы и дворцы хеттских царей возвышались грандиоз- ные фигуры фантастических животных - стражей. Но о хеттах совершенно забыли в последующие века ( как, впрочем, забыли и об их победителях - ассирийцах). Только в наше время востоковеды получили реальное предс- тавление о хеттском искусстве и по-настоящему преуспели в трудном деле прочтения хеттских надписей.

Во второй половине 40-х годов турецкие археологи предприняли большие раскопки в Анатолии, где некогда процветала хеттская культура.

Новая, любопытная глава вписывалась в историю человечества. Святилища под открытым небом, из которых наиболее значительное вблизи древней хеттской столицы, где сейчас - турецкая деревушка... Но самое интерес- ное - это обломки скульптур, обнаруженные на крутом гребне, известном
- 15 - под названием Черной горы: каменные головы с огромными глазами и ста- туэтки бога-оленя.

Некоторая грубость, даже топорность работы снижает уровень хетт- ских каменных изваяний. И все же какое-то свое слово хетты сказали в искусстве. Ведь именно они впервые в истории архитектуры ввели так на- зываемую циклопическую кладку из необработанных каменных глыб.

...В I тысячелетии до н.э. южные районы Закавказья вошли в состав Урарту - самого древнего государственного образования на территории бывшего Советского Союза.

Как мощное рабовладельческое государство Урарту утвердилось на Армянском нагорье в середине IX в. до н.э. История и культура Урарту, занимавшего одно время главенствующее положение в Передней Азии, под- робно изучены уже в советское время Б.Б.Пиотровским, руководившим об- ширными археологическими исследованиями на холме Кармир-Блур, близ Еревана, где он откопал урартскую крепость города бога войны и бури Тейшебы, расчлененную многочисленными башнями.

В начале VI в. до н.э. эта цитадель была разрушена и сожжена ски- фами. Материал, обнаруженный в земле, дал возможность точно устано- вить, в какое время года рухнула под напором кочевников могучая твер- дыня: хлеб был уже собран, но виноград еще не созрел, в кучке сохра- нившейся травы оказались цветы конца июля - первой половины августа.

Урарты заимствовали клинопись у ассирийцев, приспособив ее к осо- бенностям своего языка, и все их искусство, хотя и во многом самобыт- ное, близко по духу ассирийскому.

Основное собрание урартских древностей, включающее бронзовый щит царя Сардура, украшенный изображениями львов и быков, хранится в Ере- ванском музее.

Вавилон! "Город великий... город крепкий", как сказано в Библии, который "яростным вином блуда своего напоил все народы".

Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома Ассирии.

От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его зах- вата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел посте- пенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили восстановить план огромного города, но не былое его величие.


- 16 - Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те време- на роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столи- цу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, са- мым безудержным наслаждениям...

Вот запись, оставленная этим царем: "Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслив- шие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я ок- ружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой сто- роны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость". Все это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение положение в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходо- носора попросту передали страну и столицу персидскому царю... в расче- те на увеличение своих доходов.

А стены Вавилона с их бесчисленными башнями были действительно внушительны. Геродот сообщает, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.

Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, сим- волом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.

Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семира- миды, почитаемых греками как одно из семи чудес света.

То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огром- ного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на
- 17 - месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой ко- лодцев.

Память о "Воротах Иштар" - богини любви...

Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процесси- онная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которы- ми она была вымощена, красовалась такая надпись:"Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу за- мостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь". Стены дороги перед Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и укра- шены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных соо- ружений Навуходоносора (Берлин, Музей).

По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразитель- ны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция, при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пыш- ностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было ис- кусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправдан- ности, которые некогда ее воодушевляли.