Атмосфера: состав и строение

Земля окружена слоем газов, что называются атмосферой. Атмосфера очень важна для жизни на Земле и делает многое, чтобы защитить и помочь человечеству жить.

Структура Земли

Может показаться, что Земля – это один большой кусок твердой скалы, но она состоит из нескольких частей. Некоторые из них постоянно движутся!

Византия - Рефераты по географии

Страница: 4/6

 элиты, выдаваемые за острую потребность самых широких слоев общества.

 Независимо  от  того,  что  Максима  Исповедника подверг гонениям сам

 император Констант II, теоретические  искания этого теолога отвечали 

 потребностям господствующего класса; без них, кстати говоря, было бы 

 невозможно  проявление  и  "Источника знания"  Дамаскина.

      Основой  богословских   построений  Максима   составляет  идея  

 воссоединения  человека  с  богом  (через  преодоление пропасти между

 духовным и  плотским) как  воссоединение первопричины  всего сущего, 

 целого с его частью. В  восхождении к духовному активную роль  Максим

 отводил  самому  человеку, его  свободной  воле.

      Иоанн  Дамаскин  поставил  перед  собой  и выполнил две основные

 задачи  :  он  подверг  острой  критике врагов правоверия (несториан,

 манихеев,   иконоборцев)   и    ситематизировал   богословие   как   

 миросозерцание, как  особую систему  идей о  боге, сотворении  мира и

 человеке, определив его место в посюстороннем и потустороннем мирах. 

 Компиляция   (в  соответствии  с  девизо  Дамаскина  "Не люблю ничего

 своего") на основе аристотелевской логики представляла основной метод

 его работы. Он использовал и естественнонаучные представления древних,

 но тщательно отобрал из них, как и из догматов своих предшественников-

 богословов, лишь  то, что  ни ву  коей мере  не противоречило канонам

 вселенских  соборов.

      В сущности  творчество Дамаскина  даже по  средневековым меркам 

 лишено оригинальности. Его труды сыграли крупную роль в идейной борьбе

 с иконоборчеством, но не потому, что содержали новые доводы в защиту 

 традиционных  представлений  и  религиозных  обрядов,  а  благодаря 

 устранению  из  церковных  догматов  противоречий,  приведению  их  в

 стройную  систему.

      Значительный  шаг  вперед  в  развитии  богословской  науки,  в 

 разработке новых идей, касающихся проблем соотношения духа и материи,

 выражения мысли и ее восприятия, отношения бога и человека, был сделан

 во время ожесточенных споров между иконоборцами и иконопочитателями. 

 Но в целом вплоть до середины IX в. философы и богословы оставались в

 кругу  традиционных  идей  позднеантичного  христианства.

      Идейная   борьба   эпохи   иконоборчества,   принявшая   острую 

 политическую  форму,  распространение  павликанской  ереси  сделали 

 совершенно   очевидной   необходимость   повышения   образованности  

 духовенства  и  представителей  высших  слоев  общества. В обстановке

 общего  подъема  духовной  культуры  новое  направление  в  научной и

 философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха Фотия,

 сделавшего больше,  чем кто-либо  иной до  него, для  возрождения и  

 развития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных и

 литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь

 при этом  не только  на церковном  вероучении, но  и на  соображениях

 рационализма   и   практической   пользы   и   стараясь  посредством 

 естественнонаучных знаний объяснить причины природных явлений. Подъем

 рационалистической  мысли  в  эпоху  Фотия,  сопровождающийся  новым 

 нарастанием интереса к античности, стал еще более ощутимым в XI-XIIвв.

 Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьма

 часто  бывало  в  Византии,  разрабатывались  и  углублялись  сугубо 

 мистические богословские теории. Одной из таких теорий, созданной на 

 рубеже X-XI вв. и не получившей широкого признания в XI-XII вв., была

 определена крупная идейная  и политическая роль  в последующем :  она

 легла  в  основу  могущественного  течения  в  православной  церкви в

 XIV-XVI вв. - исихазма. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова,

 развившего  тезис  о  возможности  для  человека реального единения с

 божеством,  соединения  чувственного  и  умственного (духовного) мира

 путем  мистического  самосозерцания,  глубокого  смирения  и  "умной 

 молитвы".

      Еще  во  времена   Фотия  ясно  обнаружились   противоречия  в  

 интерпретации идеалистических концепций античности между приверженцами

 Аристотеля  и   Платона.  После   эпохи  длительного   предпочтения, 

 отдававшегося византийскими теологами  учению Аристотеля, с  XI в. в 

 развитии  философской  мысли  наметился   поворот  к  платонизму  и  

 неоплатонизму.  Ярким  представителем  именно  этого  направления был

 Михаил Пселл. При всем своем преклонении перед античными мыслителями и

 при всей  своей зависимости  от цитируемых  им положений  классиков  

 древности  Пселл   оставался  тем   не  менее   весьма  самобытным   

 ("артистическим")  философом,  умея,  как  никто  другой, соединять и

 примирять тезисы  античной философии  и христианского  спиритуализма,

 подчинять  ортодоксальной  догматике  даже  таинственные  прорицания 

 оккультных  наук.

      Однако, сколь ни осторожны и искусны были попытки интелектуальной

 византийской элиты убереч и культивировать рационалистические элементы

 античной  науки,  острое  столкновение  оказалось  неизбежным: пример

 тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна

 Итала.  Идеи  Платона  были  загнаны   в  жесткие  рамки  теологии.  

 Рационалистические  тенденции  в  византийской  философии  воскреснут

 теперь не скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв., в

 особенности  в  условиях  ожесточенной  борьбы с мистиками-исихастами.

      Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой

 отразился  на  состоянии  византийской  литературы.  Вульгаризация, 

 отсутствие   литературного   вкуса,   "темный"   стиль,   шаблонные  

 характеристики  и  ситуации  -  все  это  утвердилось  надолго  как