Византия - Рефераты по географии

Страница: 6/6

 этом  образе  религиозной  идеи.

      Достигает  в  тот  период  нового  расцвета  искусство  цветного

 мозаичного  изображения.  В  IX-XI  вв.  реставрировались  и  старые 

 памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые

 сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.

      В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, 

 богаче и  разнообразней стали  книжные миниатюры  и орнамент.  Однако

 подлинно  новый  период  в  развитии  книжной миниатюры приходится на

 XI-XII  вв.,  когда  переживала  расцвет  константинопольская  школа 

 мастеров в этой области искусства. В  ту эпоху вообще ведущую роль в 

 живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные

 школы,  отмеченные  печатью  особого  совершенства  вкуса  и техники.

      В  VII-VIII  вв.  в  храмовом  строительтве  Византии  и  стран 

 византийского  культурного  круга  господствовала  та  же  крестово- 

 купольная композиция, которая  возникла в VI  в. и характеризовалась 

 слабо выраженным внешним  декоративным оформлением. Большое  значение

 декор  фасада  приобрел   в  IX-X  вв.,   когда  возник  и   получил 

 распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было

 связано  с  расцветом  городов,  усилением  общественной роли церкви,

 изменением  социального   содержания  самой   концепции  сакральной  

 архитектуры в целом и храмового  строительства в частности (храм как 

 образ мира).Возводилось много новых  храмов, строилось большое число 

 монастырей,  хотя  они  были,   как  правило,  невелики  по   размеру.

      Помимо изменений  в декоративном  оформлении зданий,  менялись и

 архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение

 вертикальных линий и  членений фасада, что  изменило и силуэт  храма.

 Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки.

 Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ.

 Например  в  Греции  X-XII  вв.  свойственно  сохранение  некоторой 

 архаичности архитектурных форм  (не расчлененность плоскости  фасада,

 традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом

 влияния нового стиля  - здесь также  все шире использовались  узорный

 кирпичный  декор  и  полихромная  пластика.

      В  VIII-XII  вв.  оформилось  специальное музыкально-поэтическое

 церковное   искусство.   Благодаря   его   высоким   художественным  

 достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной,

 мелодии которой ранее  проникали ранее даже  в литургию. В  целях еще

 большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий

 была  проведена   канонизация  лаотональной   системы  -   "октоиха" 

 (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. 

 Однако музыкально-теоретические  памятники позволяют  заключить, что 

 система  ихосов  не  исключала   звукорядного  понимания.  Наиболее  

 популярными  жанрами  церковной  музыки  стали  канон  (музыкально- 

 поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли 

 не основная ячейка византийской  гимнографии). Тропари сочинялись ко 

 всем  праздникам,  всем  торжественным  событиям  и  памятным   датам.

      Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма

 (нотации),  а  также  литургических  рукописных  сборников, в которых

 фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с  нотацией).

      Общественная жизнь также  не обходилась без  музыки. В книге  "О

 церемониях византийского двора" сообщается  почти о 400 песнопениях. 

 Это и песни-шествия, и песни во  время конных процессий, и песни при 

 императорском  застолье,  и  песни-аккламации,  и  т.п.

       С  IX  в.  в  кругах  интелектуальной  элиты нарастал интерес к

 античной  музыкальной  культуре,  хотя  этот   интерес  и  имел  по  

 преимуществу теоретический характер : внимание привлекала не столько 

 сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.

      Как итог ко второму периоду я  хотел бы сказать, что Византия в 

 это время достигла наивысшего  могущества и наивысшей точки  развития

 культуры.  В  общественном  развитии  и  в эволюции культуры Византии

 очевидны  противоречивые  тенденции,   обусловленные  ее  срединным  

 положением  между  Востоком  и  Западом.

      Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как

 наивысшую точку  развития феодализма  и развал  Византийской империи.

 Ввиду  недостатка  материала  по  данному  периоду  скажу  лишь, что,

 несмотря  на  то,  что  Византия  просуществовала  на 1000 лет дольше

 Великой  Римской  империи,  она  была   завоевана  таки  в  XIV  в.  

 турками-сельджуками. Но,  несмотря на  это, Византия  внесла огромный

 вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления

 культуры  перешли  к  соседним  государствам.  Практически  все  время

 средневековая Европа  развивалась на  основе достижений  византийской

 культуры. Византию  можно назвать  "вторым Римом",  т.к. ее  вклад в 

 развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

                                Источник: "Культура Византии" в трех

                           томах.  Изд. "НАУКА", Москва 1984,1989 гг.



Дата публикации: 2004-11-05 (13848 прочтено)