Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни - Рефераты по географии

Рефераты по географии > Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни
Страница: 8/11

В середине XVI века ( 1552 г.) в Клецке упоминается несколько ремесленных профессий. В 1569 году здесь названы замковые ремесленники – кузнец, каретник, шорник. В инвентаре Клецка 1575 года записаны 41 ремесленник и 26 профессий. Данные инвентарных книг Клецка второй половины XVI – первой половины XVII века свидетельствуют об относительном постоянстве одних и тех же ремесленных профессий в одной семье. Из них также видно, как происходил переход ремесленников к новым профессиям. Это прослеживается по инвентарям первой половины XVII века: в ряде случаев указаны даже родственники – братья и сыновья, освоившие новые профессии.

Ремесленные профессии горожан в XVI – первой половине XVII в. можно разделить на 7 больших групп ( по основным направлениям ремесленной деятельности).

1. Кожевенное и меховое производство: кожевники, скорняки, шорники, седельники и др.;

2. Изготовление пряжи, одежды, ткачество, обработка волокнистого сырья: ткачи, вышивальщики и др.;

3. Обработка металла и оружейное производство: серебряники, золотых дел мастера, кузнецы, жестянщики и др.;

4. Деревообработка, обработка минерального и животного сырья, строительство: резчики по дереву и кости, гончары, каменотесы, мыловары и др.;

5. Изготовление и обработка пищевых продуктов и напитков: хлебники, мясники, калачники, винокуры, рыбаки и др.;

6. Транспортные профессии: возницы, перевозчики через реку, фурманы и др.;

7. Прочие профессии: иконописцы, художники, дудари, учителя, коновалы и др.

В целом по городам Беларуси в этот период было около 200 профессий, причем общее количество профессий в частновладельческих городах было значительно меньше, чем в великокняжеских. Это лишний раз подтверждает, что ремесленное производство в частновладельческих городах, средних и малых, в своем развитии отставало от развития в королевских городах, в значительной мере крупных и средних.

Определенные виды ремесла, свойственные всем городам Беларуси, развивались больше и интенсивнее там, где находились постоянные резиденции магнатов ( здесь же была большая концентрация и замковых ремесленников ). Эти виды развивались не только в связи с потребностями магнатов и их дворов, но и в связи с потребностями постоянно находившихся в частновладельческих городах гарнизонов. В городах шла дифференциация ремесленных профессий.

Из-за недостатка данных трудно установить географическую специализацию ремесла в отдельных городах, хотя некоторые различия и можно объяснить преобладанием того или иного вида сырья в данном районе либо наличием оживленного торгового пути, на котором находился город.

В большой степени ремесло городов служило удовлетворению нужд населения городов и деревень. Ремесленники уже в XVI веке работали на рынок.

[ 2. стр.59-70]

& 2. Цеховая организация ремесла.

Город выполнял функции административного, военного и ремесленно-торгового центра. Последняя особенно выразительно проявилась в XVI веке. Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому производству. Цеховые объединения ремесленников одной или нескольких близких профессий в белорусских городах создавались, в первую очередь, с целью защиты ремесленного производства от домогательств землевладельцев. Не менее важной причиной было также стремление монополизировать производство и сбыт товаров, ликвидировать возможную конкуренцию со стороны других ремесленников в условиях узкого внутреннего рынка. [ 4. c. 83-84]

Феодальная система общественных связей и отношений создала почву, на которой возникли различные объединения горожан, отражавшие типичные черты социально-экономического развития белорусского феодального города. Первостепенное значение имели цехи, объединявшие горожан в социально очерченный, сословно организованный коллектив. Для того, чтобы заниматься в городе ремеслом, мало было профессиональных знаний. Нужно было еще обрести право на ремесленную деятельность в городе. Такое право горожанин приобретал, вступив в цех.[ 6. стр.141-142]

Цехи объединяли ремесленников одной или нескольких профессий для лучшей организации производства и сбыта продукции. Цеховая организация была обусловлена общностью интересов мелких производителей-собственников, узостью местного рынка, непосредственным контактом ремесленников каждой специальности между собой, совместным использованием некоторых производственных, складских и торговых помещений, корпоративной обособленностью специальностей, характерной для феодального общества.

[ 4. стр.86.]

Самоуправление в городе могло охватывать лишь часть городских жителей, так как оно в большинстве случаев не распространялось на тех, кто жил в городе на участках частных владельцев и подчинялся их частной власти, но в цех должны были входить все независимо от того, кому они подчинялись – городской раде или частному владельцу. [ 6. стр.141-142]

В городах Беларуси работали цехи по обработке металлов, шкур, изготовлению одежды, домашней утвари, ювелирных изделий и др. Цеховая деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство и сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий, технология, время и условия работы, процесс обучения и многое другое. [ 4. c. 83-84]

Материалы о белорусских цехах крайне скудны, но и по тем скупым свидетельствам, которые сохранились, можно заключить, что ремесленные объединения возникали и формировали свои уставы на основе давней традиции, сложившейся задолго до получения магдебургского права. Так, 13 сентября 1580 года в раду Могилева явились калачники, хлебники, крупенники, орешники (перечислено 77 фамилий). Они от себя и от «остальной братии, дома оставшейся» занесли в книги рады города решение об избрании старосты, которому поручили «радити водлуг стародавнего звычаю». Ни единым словом не упоминается в этом документе магдебургское право и его предписания относительно цеховой организации.

Каждый цех имел свой устав. В нем были сформулированы статьи, которые обеспечивали мастерам осуществление ремесленной деятельности, ставили их в особое правовое положение в городе по сравнению с теми, кто не состоял в цехе.

[ 6. стр.141-142]

Устав давал ремесленникам определенную гарантию свободы деятельности, корпоративную обособленность. Уставы регламентировали всю внутреннюю жизнь цехов. [ 4. стр.87]

Цеховые привилегии, уставы и правила не были актами милости королевской власти, магнатов или их наместников. Объединявшиеся в цехи ремесленники сами добивались от властей актов, которыми закреплялись их льготы и привилегии, оговаривались права и гарантии. Однако и магнаты были заинтересованы в создании цеховых организаций и предоставляли такие права с тем, чтобы устранить конкуренцию между ремесленниками одной или нескольких близких профессий, устанавливать порядок, по которому казна получала бы доход от горожан, чтобы подчинить мастеров цеховой верхушке, а подмастерьев и учеников – мастерам. [ 4. стр.96.]

Уставы, изданные владельцем города, признавали за членами цеха монопольное право на производство данного вида ремесленных изделий в пределах города и гарантировали сохранение профессиональных тайн членами цеха. Ремесленники, выдавшие профессиональную тайну, подвергались штрафу в 100 грошей в цеховую казну и тюремному заключению. В уставах фиксировались корпоративные привилегии того вида ремесла, той профессии, к которым относились ремесленники. Особенно тщательно оговаривались в уставах монопольные права каждого цеха в разграничение деятельности ремесленников смежных профессий. [ 4. стр.106]

Уставы давали ремесленникам каждой профессии преимущественное право покупать необходимое им сырье для изготовления изделий. В уставах кожевенников и сафьянников г. Слуцка 1662 года также регламентировался порядок покупки сырья, причем шерсть с приобретенных шкур должна была продаваться не торговцам, а чулочникам, магерникам, суконщикам и другим ремесленникам, изготовлявшим изделия из шерсти. [ 4. стр.108]

В уставах предусматривалось право преимущественной продажи членами цеха своей продукции. Так, в уставе слуцких ткачей 1664 года под угрозой уплаты штрафа запрещалось «чужим купцам» полотна кроить и продавать. Однако любому иногороднему разрешалось продавать свое полотно «целой штукой», а слуцким мещанам и лавочникам в лавках, домах и на рынке раскроенные куски ткацкого полотна продавать без всяких ограничений. Таким образом, интересы цеха не должны были препятствовать внутригородской торговле. [ 4. стр.111]

Мастера обязаны были выпускать хорошую продукцию, «чтобы работа правильная и хорошая была». Городские власти и администрация магната требовали от цехов и цехмистров осуществления контроля за качеством продукции. [ 6. стр.109] Устав запрещал членам цеха охаивать работу друг друга и тем самым наносить ущерб. [ 4. стр.115]

В отличие от цехов королевских городов Беларуси цехи частновладельческих часто получали заказы от владельца города и его чиновников и офицеров. Существование замковых ремесленников, налаженная и четко действовавшая вплоть до конца XVIII века система магнатских заказов суживала связи цехов с рынком. Вместе с тем, несмотря на препятствия и затруднения, такие связи развивались. На рынках городов ремесленники имели лавки для продажи своих товаров.[ 4. стр.110]

В нормативах белорусских цеховых уставов сплелись и местная традиция и регламентация, сложившаяся в цехах западноевропейских городов, в частности в Германии, воспринятая городами Великого княжества Литовского вслед за городами Польши. Их мирное соседство в одном уставе цеха естественно, так как они несли в себе черты одной и той же эпохи, одного и того же феодального строя, являвшегося почвой и главной причиной возникновения цехов.